Аюрведические препараты в Украине

История аюрведы

indian-subcontinent Площадь Индии составляет почти 3.3 миллиона квадратных километра. Согласно современной теории тектоники плит, Индию можно представить как огромный треугольной формы кусок земли, движущийся в сторону Азиатского материка. Основание треугольника, это его северная сторона — линия столкновения этих двух материков. За миллионы лет это мощное движение привело к образованию Гималаев — гигантской складке на поверхности земли.

Южная вершина треугольника образует выступ в Индийский океан. На западе от этой вершины вдоль Арабского моря растянулся остров Шри Ланка, а на востоке расположился Бенгальский залив.

Индия это земля с очень разнообразной географией и экологией: ледники и абрикосовые сады в горном Кашмире на севере, пустыни цвета слоновой кости и горчичные поля Раджастана на западе, рисовые поля и проливные дожди в дельте Ганги в Бенгалии на востоке, плантации кофе и кардамона в изумрудной зелени тропической Кералы на юге.


Древняя Индийская цивилизация: Хараппа

Priest_Mohenjo В наши дни археологи предполагают, что люди живут на территории современной Индии уже не менее 300 тыс. лет. Орудия труда и охоты периода палеолита встречаются по всей территории Индийского субконтинента: от гор Афганистана до самого юга. Также, Индийский субконтинент издавна был известен как древний центр мудрости и знаний, и историческое влияние этого центра на духовную и научную мысль человечества сложно переоценить.

Самые ранние археологические находки, подтверждающие существование древней цивилизации на территории Индии и датируются 7 и 4 тысячелетием до новой эры. В основном эти находки были обнаружены в южном Пакистане в районах Синдх и Балучи. Это были остатки древних поселений.

В начале двадцатого века европейскими археологами были обнаружены следы древней цивилизации названной Хараппской. Наиболее интересными находками стали останки двух городов: Хараппа и Махенджо-Даро. Дальнейшие исследования и раскопки на месте этих городов показали, что жившие в них люди были весьма развиты в техническом отношении. Махенджо Даро имел идеальную планировку, сеть городской канализации и даже водопровод. На основе радиоуглеродного анализа стало ясно, что эти поселения очень древние и насчитывают более 5 тыс. лет. Сердце Хараппской цивилизации располагалось в глубине субконтинента, там, где сегодня сухие русла реки Гхаггар. Остатки более 200 древних поселений были обнаружены в этом районе. Многие ученые считают, что эта река описана в Риг-веде, древнейшем священном тексте Индии, как река Сарасвати.

harappa_reconstruction Хараппская цивилизация располагалась на территории примерно 1.5 миллиона квадратных километров , что больше западной Европы, и включала около 300 городов. Таким образом, Египетская и Месопотамская цивилизации были значительно меньше Хараппской. Особый интерес представляет иероглифическая Хараппская письменность или письменность долины Инда, которая до сих пор остается не расшифрованной. Надписи встречаются на большом количестве археологических находок, но до тех пор, пока они остаются не расшифрованными, вопрос о том насколько высоко была развита цивилизация Сарасвати, остаётся открытым в научном мире.


Медицина Хараппской цивилизации

seal Так как Хараппская иероглифическая письменность остается загадкой, учёным остаётся только выдвигать предположения о том, какой была медицина в древней Хараппе. Археологические находки позволяют предположить, что жители древней цивилизации поклонялись богине - Матери и религиозные убеждения жителей Хараппы вращались вокруг идеи плодородия и изобилия. Широко практиковалось поклонение огню, как сердцу дома, или матке. Некоторые религиозные принципы древней Хараппы сохранились до наших дней в Индуизме, в частности, это отсутствие серьезного разделения значения полов в религиозно-духовной сфере.

Основываясь на этих положениях можно предположить, что медицина в Хараппе не сильно отличалась от медицины других аграрных культур поклонявшихся божеству женского рода, в частности, от Месопотамской. Многие артефакты указывают на то, что шаманские практики были основой медицины Хараппы. Сохранилось несколько печатей, на которых изображены люди одетые в специальные одежды (такие как головной убор с рогами) и сидящие в специфических позах похожих на асаны(позы) в йоге. Скорее всего, если персонажи этих изображений имели отношение к лечению людей, то в своей практике они использовали магические ритуалы, включая элементы ритуальных экстатических танцев, чтение специальных мантр (заклинаний), экзорцизм, астральные путешествия, а также использование специальных растений и амулетов. Важно отметить то, что в Хараппе очень серьезно относились к личной и общественной гигиене. В большинстве жилищ Хараппы присутствовали ванна и туалет, и все нечистоты выводились за территорию городов через развитую систему канализации. В Махенджо-Даро, как предполагают археологи, существовала огромная ванна для ритуальных омовений в священных водах.


Древняя индийская цивилизация: ведические арии

arian_invasion_picture Некоторое время археологи считали, что гибель Хараппской цивилизации наступила в следствии вторжения кочевых индо-европейских племен, которые называли себя «Арии»(рожденные благородными). Но серьезных доказательств этой теории нет, и, скорее всего, Хараппская цивилизация претерпела закат задолго до появления Ариев на субконтиненте. Согласно теории вторжения Ариев воинственно настроенные кочевники вторглись на территорию Хараппы и вынудили её жителей уйти на юг субконтинента. Спустя несколько веков Арии установили кастовую систему, согласно которой Брамины — Арийские священники — были высшей кастой, а Шудры — фермеры — низшей. Термин «Шудр» можно перевести как черный, грубый, раб и т. п. И на основании этого перевода выдвигаются предположения, что это были коренные жители Хараппы: темнокожие, австрало-негроиды юга Индии.

Согласно теории вторжения Ариев, Брамины усовершенствовали санскрит — родной язык Ариев и примерно в 1400 году до новой эры собрали свои многочисленные ритуалы, а также религиозные идеи в писания, которые назвали Риг Веда. Сегодня 1028 гимнов Риг Веды являются основой Индуизма и молодые Брамины проводят бесконечные часы, запоминая их наизусть.


Лечение болезней в Риг Веде

Риг Веда представлет из себя сборник гимнов, в которых содержатся обращения к божествам и их воспевание. В тексте также затрагивается тема различных заболеваний и лекарственных трав, и то, какие божества покровительствуют здоровью и хорошему самочувствию. Одной из важнейших субстанций, упоминание о которой часто встречаются в тексте Риг Веды, является напиток сома, которая, если понимать буквально, по-видимому оказывала психотропный эффект и наделяла чувством невероятной силы принявшего её человека.

«Как плотник сгибает сиденье колесницы
я огибаю безумием свое сердце!
Пил ли я сому?»

Риг Веда, Х, 119:5

rigveda-saraswati-soma Сому пили только во время определённых религиозных ритуалов. Церемония приготовления напитка включала закапывание растения (или возможно другого исходного материала) между двумя камнями, смешивание с молоком, фильтрацию и собственно принятие внутрь. Эффект от сомы был скорее всего мгновенным и вряд ли её приготовление включало предварительную подготовку, например, многодневную ферментацию и т. д. Различные исследователи выдвигают различные предположения о том, чем же на самом деле была сома: стимулятором ephedra sinica (эфедра, ма хуанг), опьяняющей cannabis sativa (марихуана), мягким психотропным растением rhazya stricta (гармала обыкновенная, гармала)или сильнодействующим психотропным грибом amanita muscaria (красный мухомор), который также использовался шаманами Сибири (Башам 1954). Другие исследователи считают, что сома — это напиток на основе золота и серебра, обработанных специальным образом с помощью различных растений. Это предположение строится на мнении некоторых исследователей Риг Веды о том, что этот древний текст содержит практические алхимические инструкции умело зашифрованные в тексте гимнов (Кальянараман 1993).
Другой ведический текст, появившейся немного позже Риг Веды, это Атхарваведа — книга «огненных» священнослужителей, которые владели искусством магии и поклонялись огню (агни хорта). Атхарваведа содержит большое количество магических заклинаний использовавшихся для достижения различных целей, таких как защита от демонов, здоровье детей, победа в сражении. Кроме магических заклинаний Атхарваведа содержит большое количество отрывков посвященных лечению. Именно в Атхарваведе закладывается основа развития йогических практик, в частности пранаяма - управление дыханием (Feuerstein 1997, 40 ).

Медицина Ведических Ариев была преимущественно магической. Считалось, что заболевания возникают из - за гнева демонов. Навлечь гнев демонов могло нарушение табу или исполнение колдовства. В то же время травмы, такие как переломы, воспринимались как следствие вполне установленных причин, например несчастный случай. В основе Ведической практики лечения лежали, в основном, те же принципы, что и в Месопотамии и Египте: внутренние, невидимые болезни считались результатом действия сверхъестественных сил, а внешние, видимые болезни связывали с причинами мирскими.

Ведические целители классифицировали заболевания в соответствии с двумя основными типами: якшма (истощение) и такман (лихорадка, жар). Якшма характеризовалось слабостью и упадком сил, а такман избытком накопившихся токсинов, которые препятствовали нормальной работе организма. Другими причинами заболеваний считались паразиты, запор, психические расстройства и др. Позднее Аюрведическая система медицины расширила классификацию болезней в соответствии с теорией трёх доша.

В отличие от Месопотамии и Египта, диагностика в Ведической медицине не включала гадание. Причина заболевания определялась на основании основных и второстепенных симптомов и признаков, каждый из которых выражал влияние определенного демона. Лечение строилось на использовании различных амулетов, повторении священных мантр (заклинаний), а также растительных и животных лекарственных средств.

Врач в Ведической медицине назывался бхешай (целитель), который исполнял мирские функции, такие как вправление суставов, приготовление лекарственных средств и т. д. в сочетании с соответствующими ритуалами. Бхешайи занимали особое положение в обществе, они были вне кастовой системы, и заслужить презрение могли только по причине, связанной с их профессией, например, грубой врачебной халатности. Бхешайи могли общаться с представителями любой из каст, когда как Брамины-священнослужители общением с более низкими кастами оскверняли себя. Таким образом, целители Ведического периода в Индии были вне основного для общества того времени идеологического направления. Многие из них путешествовали с места на место, порой за границы Арийской культуры, зарабатывая на жизнь лечением больных и собирая лекарственные средства в дикой природе. Возможно, общение с неарийскими культурами и обмен медицинскими знаниями между странствующими целителями привело к тому, что подход к лечению стал основываться на эмпирических научных знаниях, а не на ортодоксальных магических и религиозных принципах Браминов. Позднее, однако, медицинские практики, разработанные бхишайями, стали частью брахманской традиции, и неортодоксальное происхождение древней Индийской медицины полностью забылось. Согласно ортодоксальной традиции Аюрведическая система медицины имеет божественное происхождение: вечное знание, открытое богам и человечеству Брахмой — творцом. Но хотя ортодоксальная традиция лишила древнюю систему медицины права на независимость от брахманизма, в Чарака Самхите - предпоследнем тексте посвященном Аюрведе, раскрывается её истинное происхождение: слово «чарака», это существительное мужского рода образованное от корня «чар», что означает «бродить» (Zysk 1998, 33 ).


Возникновение Буддизма

buddism Ни один мудрец, философ или святой не оказал такого поистине огромного влияния на развитие человечества, как это сделал Гаутама Сиддхартха. Рожденный принцем в семье короля, Гаутама отказался от роскоши и покинул свою семью, чтобы познать причину боли и страдания всего мира. Долгое время он жил как аскет, довольствуясь лишь самым малым. Однажды, сидя под деревом Баньян (ficus religiosa ), за много километров от дома, спустя годы лишений и суровых постов, Гаутама вдруг осознал, что ответ кроется не в причине страдания, а в том, что страдание есть фундаментальная основа существования. Медитируя на этой вечной истине, Будда вдруг понял, что единственный способ избавиться от страдания, это отказ от самости. Этот отказ не заключается в лишениях или аскезе, самоистязании или суровых постах, а в том, чтобы разбудить в себе любовь ко всем живым существам и уничтожить в себе ненависть, невежество и страсть, что в конечном итоге всегда ведет к печали и боли всех живых существ. Осознав эту истину, Будда проникся любовью ко всем живым существам и достиг, таким образом, полного и окончательного избавления от страданий, оставив за собой жизнь и смерть он погрузился в совершенство нирваны.

Некоторое время спустя Будда решил поделиться знанием со всем миром. Очень быстро вокруг него стали собираться живущие в лесах аскеты, которые почувствовали, что произошло что-то невообразимое и потрясающее. Число последователей Будды быстро росло: сначала пастухи и жители деревень, а после и жители городов. В Буддизме говорится, что многие просветлялись, находясь рядом с Буддой, прослушав лишь раз его речь. Просветлившись, они уходили, чтобы нести это знание в мир. 8 месяцев в году Будда ходил по Индии, прося милостыню и проповедуя, а 4 месяца дождей он находился в монастыре, который построили для него и его монахов преданные последователи. Будда вел такой образ жизни много лет и никогда он не был преследуем, а его проповеди не запрещались. Он умер в возрасте 80 лет (Basham 1954, 260 ). Перед смертью Будда напомнил своим последователям, что дхарма (доктрина), которую он проповедовал, есть то, чему они должны следовать, и никто другой не осветит им путь кроме их собственного внутреннего света.

budda_teaches Ангуттара Никая. Калама сутта
Проповедь Каламам

«– Вот поэтому, каламы говорится «Не руководствуйтесь...»
Внемлите, каламы. «Не руководствуйтесь преданиями, традиционностью учения, слухами, священными писаниями, умозрительными доводами, логическими доказательствами, рассуждениями о причинах, умозрительным принятием взглядов, кажущейся осведомленностью говорящего, или мыслью «этот монах – наш учитель», но когда вы узнаете сами, что 'эти способы поведения умелы, эти способы поведения безукоризненны, эти способы поведения одобряемы мудрыми, а будучи практикуемы и доведены до полного развития, ведут к благоденствию и счастью' – тогда вам следует пребывать в них».

Через время был написан «Палийский канон» (4 в.н.э.), состоявший из проповедей Будды, и являющийся фундаментальной основой большинства аутентичных Буддийских учений наших дней. Учение Будды активно продвигалось в массы его последователями, что превратило Буддизм в религию, с практикующими монахами и растущим количеством последователей.


Буддистская медицина

jivaka В Буддизме много внимания уделяется здоровью. Руководствуясь своим основным принципом — освобождение от страдания, буддисты всегда стремились помочь больным людям. Виная-питака — буддистское писание, кроме всего прочего содержит в себе правила и нормы, относящиеся к заботе о здоровье монахов: приём пищи один раз в день (на начальных этапах практики), ношение простых одежд, и сон у подножия дерева (это правило не относится к монахиням). Монахи использовали в качестве лекарства коровью мочу — средство, широко применяемое в Аюрведе при лечении широкого спектра заболеваний и расстройств. Постепенно забота о здоровье из следования базовым принципам развилась в настоящую науку с использованием большого количества лекарственных растений. Среди Буддистов появилось много талантливых и опытных целителей, которые продолжили традицию Ведических бхишаев.

Буддистские врачи следовали в своей работе принципам и законам своего учения, а именно четырём благородным истинам:

Жизнь есть страданиеСтрадание имеет причинуСтрадание может быть прекращеноСуществует путь, ведущий к прекращению страдания

Будду не интересовало ничего, кроме прекращения страдания. Он отказывался от дискуссий на тему смысла жизни и тому подобных пространных рассуждений. Жизнь, смерть и перерождение есть часть вечного вращения колеса существования, которое называется самсара.

Буддизм требовал от своих последователей трезвого взгляда на реальность. Рационализм и эмпиризм проникли во многие аспекты жизни, в том числе и в медицину. Буддистские монахи и монахини, практиковавшие и изучавшие принципы здоровья, часто вступали в разногласие с брахманическими способами оздоровления и лечения Риг Веды, где акцент делался на гадание и разнообразные ритуалы, направленные на исцеление тела.

С течением времени Буддизм претерпевал изменения под влиянием различных культур, на которые он распространился. Единственная часть Палийского Канона, которая осталась не тронутой, была Виная Питака (Zysk 1998, 51-2). Обычно, этот внушительных размеров текст упоминают в качестве сборника правил, которым должны следовать монахи, если они хотят оставаться в общине. Но кроме правил, Виная Питака содержит много другой информации. В главе о правилах относящихся к одежде присутствует описание врача по имени Живака Комарабхача, или просто Живака. В оригинальных Палийских текстах буддийской школы Тхеравада говорится, что Живака был нежеланным ребёнком, и его мать отказалась от него когда он был ещё младенцем и отдала его рабам. В других Санскритских и Тибетских источниках история Живаки не отличается от той, что написана в текстах Тхеравады, а вот в Китайской версии Живака родился с акупунктурными иглами в руках (Zysk 1998, 53). Китайская версия дает основания предположить, что акупунктура имеет Индийское происхождение, но в Аюрведе это знание не сохранилось. Буддийские образовательные центры, такие как Такшашила (раньше распологавшиеся на реке Инд на территории современного Пакистана) где было много Буддистских монахов, монахинь, врачей, учителей, которые хранили эти знания, подверглись вторжениям сначала Греческих и Китайских завоевателей в 3 — 2 вв. д.н.э., а затем Персидским Сасанидским Императором Шапуром I в 3 веке нашей эры (Ros 1994, 2-4; Basham 1954, 58-61). Так один из первых университетов исчез навсегда, утратив свою культурную связь с Индией.

Одна из самых известных историй о Живаке рассказывает о случае из его жизни в Такшашиле, где он изучал медицину. Эта история много веков вдохновляла Аюрведических целителей.

«На итоговом экзамене учитель попросил своих учеников найти вещество, которое не может быть использовано как лекарство. Студенты отправились на поиски и каждый вернулся с тем, что, по его мнению, не может быть лекарством. Живака продолжал поиски дольше всех, но в итоге вернулся удрученным и с пустыми руками. Он не нашел ни одного вещества, которое не может быть использованно как лекарство. К удивлению Живаки учитель поздравил его и благословил на целительство, ведь только он действительно понял всю суть Аюрведы.»

В заключительных частях Виная Питака содержатся описания некоторых способов лечения, которыми пользовался Живака. На тот момент это были весьма продвинутые способы, по сравнению с медициной того времени в других частях планеты. В Палийской версии, Живака применяет нечто вроде лапаротомии чтобы помочь молодому акробату, страдающему от заворота кишок возникшему в результате выполнения упражнения (Zysk 1954, 56). Другой случай рассказывает о том, как Живака лечил заболевание головы у девушки с помощью специального лекарственного масла закапывая его ей в нос (Zysk 1954, 56). В Санскритской версии, Живака лечит страдающего от водянки мужчину с помощью измельчённых семян калинджи или сейдоны (Nigella sativa ) смешанных с водой и пахтой (Zysk 1954, 57).


Средневековая и современная Аюрведа

Влияние, которое оказал Буддизм на Индию сложно переоценить. Согласно записям Китайского путешественника Буддиста Хсуан Тсанга, к 7 веку Буддизм в Индии переживал свой закат на фоне возрождения Ведических учений. Но не смотря на это, многие медицинские практики сохранились, хотя и изменилась их теоретическая основа. Некоторые тексты того периода, включая Аштанга Санграха и Аштанга Хрдая автора Вабхаты (6 в.н.э.), полностью отражают влияние Буддизма, например упоминание самого Будды, ученых Буддистов и специфических для Буддизма практик (Srikanthamurthy 1994, XX). Другие, весьма значимые для современной аюрведы тексты, Чарака и Сушрута самхита не содержат каких либо ссылок на Буддизм, что вызывает споры в научном мире на тему того, когда эти тексты были написаны, до или после Буддизма. Как это обычно бывает в таких случаях, Индийские учёные относят эти тексты к добуддистскому периоду, а западные учёные к периоду после буддизма, но не смотря на это разногласие и средневековая Аюрведа, и Буддистская медицина, берут своё начало от бхишайев. Буддизм привнёс в Индийскую медицину рационализм и эмпиризм. Во времена Буддизма стали появляться больницы для помощи больным, раненым и умирающим.

Авторство текстов Чарака и Сушрута самхит не менее сложный вопрос, чем их датировка. Согласно ортодоксальной традиции, Чарака был учеником Агнивеши, автора Агнивеша самхиты, который получил знание медицины от Индры — короля богов, а тот в свою очередь от Брахмы — создателя. Точка зрения науки несколько отличается от ортодоксальной. Ряд исследований позволяет предположить, что Чарака самхита, возможно, является сборником медицинских знаний из разных источников. Этими источниками могли быть странствующие бхишайи и Буддистские монахи (Zysk 1998, 33). Возможно этим объясняется то, что текст содержит описания широкого разнообразия методов лечения одно и того же заболевания, а также упоминание разных медицинских школ (Charaka Samhita, Sutrasthana, гл. 25 ). Сторонники ведического происхождения текста указывают на его Брахманистский стиль изложения, а также на отсутствие упоминания Буддистских практик.

charaka_rerih Чарака самхита всецело посвящена терапии (кая чикитса), использованию растительных, животных и минеральных лекарственных средств при лечении физических и психических заболеваний. Сушрута самхита, это текст, посвященный хирургии. Согласно Аюрведической традиции, учение о хирургии было утрачено человечеством. Легенда гласит: переполненный состраданием бог Вишну воплотился в Дханвантари — бога медицины, и обучил искусству хирургии (шалья чикитса) врача по имени Сушрута, чьё имя означает «сладко слушать». Как и в случае с Чарака самхитой определить точную дату написания Сушрута самхиты очень проблематично. Но в отличие от Чарака самхиты Сушрута написана чрезвычайно последовательно и в одном стиле, и скорее всего одним автором. В отличие от Чарака самхиты Сушрута содержит намного больше практической информации и значительно меньше уделяет внимания обсуждению философских концепций (Krishnamurthy 1991, 2). Сушрута самхита описывает высокоразвитую систему хирургических практик. Современная техника ринопластики была заимствованна у аюрведических врачей, которые практиковали принципы, изложенные в Сушрута самхите. Некоторые учёные предполагают, что Сушрута самхита была написана поздний Ведический период (1000 г. до новой эры). Некоторые археологические находки позволяют предположить, что Сушрута был Буддистским хирургом (Zysk 1998, 45). Аштанга Хридая, Чарака и Сушрута самхиты являются частью Брихат траи (великой триады). Их по праву относят к древнейшим и величайшим Аюрведическим текстам.

Итак, индуизм вновь стал господствующей религией на Индийском субконтиненте, а древнее знание врачевания постепенно сформировалось в то, что мы сегодня называем Аюрведой. К 14 веку появилось несколько важных текстов и комментариев, в том числе и Шарангадхана самхита. Этот текст посвящён формацевтике и содержит информацию о приготовлении, хранении и о дозировках растительных лекарственных средств. Кроме того, в тексте описываются способы приготовления лекарственный препаратов из металлов, в том числе и из ртути (превращая её из яда в лекарство). Шарангадхана самхита является важнейшим справочником лекарственных формул в Аюрведе и в наши дни. Другой важный текст, который был написан значительно раньше, примерно в 700 году новой эры, это Мадхава ниданам. Этот текст полностью посвящен описанию и классификации болезней. Вместе с другим справочником лекарственных формул, Бхавапракаша (который всё еще не переведён ни на английский, ни на русский язык), Шарангадхана и Мадхава ниданам образуют Лагху траи (малую триаду) сохранившихся аюрведических текстов.

indira-gandhi В середине 19 века, Британия получила контроль над Индией. Много времени и сил было потрачено новыми хозяевами, чтобы искоренить на субконтиненте «примитивные» и «не христианские» практики. Аюрведа не стала исключением, и некоторое время практика древней медицины даже каралась смертной казнью. Не смотря на все запреты, аюрведа продолжала существовать, но отсутствие поддержки со стороны государства низвели древнюю систему медицины до уровня фольклора. Многие методы лечения, такие как хирургия, были потеряны. Медицина запада стала доминирующей в Индии и образованная Индийская элита всячески популяризировала её среди населения выставляя древнюю аюрведу как примитивную и малоэффективную систему. Ситуация изменилась в конце 1960-х годов при правительстве Индиры Ганди. Аюрведа, как и Юнани медицина, получила поддержку государства на основании закона 1970 года. Сегодня существует очень много Аюрведических колледжей по всей Индии, качество и содержание программ в которых сильно отличаются. В некоторых районах Индии, в частности в удалённой южной провинции Керала, аюрведу удалось сберечь несмотря на постоянные вторжения с севера Арабами, Персами и Европейцами. Керала, с её Аюрведическими больницами, клиниками и колледжами, является лидирующим центром изучения и практики Аюрведы.

С недавних пор, Аюрведа стала популярна на западе, а после того как Индусы столкнулись с подводными камнями западной медицины, и в Индии тоже. К сожалению, многие концепции, которые сегодня принятно считать аюрведическими, не имеют к ней никакого отношения. Например, аюрведу часто ассоциируют с вегетарианством, хотя в сохранившихся текстах ясно видно, что Аюрведа не делает акцента на вегетарианской диете, наоборот, рекомендуется использовать продукты животного происхождения в качестве лекарства, такие как мясо, кости, перетопленный жир, и некоторые внутренние органы для предотвращения и лечения некоторых заболеваний. Подобные предубеждения и дезинформация особенно широко распространены среди жителей Северной Америки.




Аюрведа, аюрведические препараты, чаванпраш